Кто из нас, ещё со времён прекрасного буллфроговского Dungeon Keeper`а, не любит эстетику подземелий, рык осатанелых миньонов и стоны мерзких героев, попираемых коллективной стальной пятой Зла? По стопам родоначальника пошли многочисленные последователи - Impire, War for the Overlord и прочие-прочие.
Все эти игры объединяет положение дел, при котором вы - Тёмный Властелин с непререкаемым авторитетом, творящий любое пришедшее в голову непотребство и раздающий мотивирующие оплеухи попавшим под горячую руку импам. Но, как оказалось, и на старуху бывает проруха, а на злого оверлорда - вышестоящее начальство. С осознания именно этого неожиданного факта и начинается Legend of Keepers - Career of a Dungeon Manager.
То есть, буквально - вступительный ролик представляет собой наистандартнейшую видеопрезентацию вида "ты молодой и энергичный повелитель подземелья? тогда наш сполченный коллектив ждёт тебя!", а дальше рассказывают про соцпакет и условия работы с печенюшками на офисной кухне.
Фактически, нас нанимают на позицию менеджера среднего звена - возглавить один из филиалов Evil Inc, наведя порядок среди рядовых сотрудников, выстроив дисциплину и правильные бизнес-процессы. Спасибо, что остаётся возможность выдать живительного пендаля подчинённым - иначе, если не брать в расчёт "специфическую" сферу деятельности, игру можно было бы легко спутать с экономическим симулятором. Я шучу, конечно же - но только наполовину.
Итак, приняв предложение, мы отправляемся в затяжную командировку "на объект", которому, по традиции, регулярно досаждают набегами различные группы Лар Крофтов и Индиан Джонсов, только и ждущих, когда можно будет спереть что-нибудь ценное из подземной сокровищницы.
Для противодействия супостатам у нас имеются:
Вторжение героев в подшефное подземелье выглядит так - на пульт гоблинской охраны поступает сигнал тревоги, после чего Чип и Дейл в вашем лице спешит на помощь оказавшимся в опасности сокровищам. Подземелье представляет собой череду залов, в каждом из которых героев ожидает, как это сейчас модно говорить - энкаунтер. В виде группы монстров, загораживающих проход, ловушки, сигнализации с распрыскивателями магических снарядов, а то и спокойного уголка, в котором бедолагам получится отдохнуть от ужасов. В самом конце, если все остальные методы не помогли - схватка с боссом, то есть вашим альтер-эго.
Каждая вредная (для героев, конечно же) комната предварительно "настраивается" - вы выбираете, каких монстров послать в схватку и в каком порядке их расположить, где будет стоять какая ловушка и т. д. Всё это вы, по идее, должны делать глубоко осознанно, глядя на характеристики противников и имеющиеся в наличии, говоря по-менеджерски, трудовые ресурсы.
Монстры не железные и тоже не готовы огребать тяжёлыми предметами по голове (или что там у них) круглосуточно и без выходных. Да-да - они, как и любые работники, подвержены профессиональному выгоранию, бороться с проявлениями которого придётся именно вам - их непосредственному руководителю.
Монстрам грустно, когда их побеждают. От этого они теряют мотивацию и блеск в глазах (или что там у них). Периодически сотрудникам придётся предоставлять выходные, а то и целые отпуска, приглашать корпоративного психоаналитика (я сейчас не шучу), устраивать тимбилдинги...
Вернёмся к экшену. Битвы представляют собой пошаговые махачи "три на три" а-ля Darkest Dungeon, где у каждого участника есть сильные и слабые стороны, а также набор уникальных навыков. Характеристики представляют собой набор сопротивлений к физическому урону и стихиям, скорость/инициативу, запас хитпоинтов и морали. Каждый навык наносит урон определённого вида - физический или какой-то ещё, в том числе и урон по морали; кроме того, помимо прямого урона, навыки могут накладывать ряд долговременных эффектов, коих достаточно много - кровотечение, поджог, раскол брони, уменьшение сопротивляемости и т. д.
Герои, за исключением самых начальных этапов, значительно превосходят монстров по всем параметрам. Поэтому ключ к вашей победе заключается не в грубой силе, но в скрупулёзной синергии - эффектов монстров, ловушек и заклинаний. Важно понять профиль пришедшей к вам на порог партии - чем они бьют, куда, какие пассивные эффекты используют, от чего хорошо защищены, а от чего не очень...
Помимо очевидного пути к победе - доведения полоски здоровья до нуля, существует довольно интересная механика морали - которая также представляет собой полоску, но не сплошную, а разделённую на четыре сектора. Уменьшение боевого духа соперника до психологической отметки в 75/50/25% увеличивает по нему урон, а доведение до нуля - заставляет бросить всё и, шумно рыдая, по-английски покинуть поле боя.
Какой вариант ликвидации проблемы выбрать - решать вам, но стоит заметить, что, в зависимости от того, помер герой или удалился живой, он оставит вам после себя разный лут: кровь в случае убийства, слёзы (нет, я не шучу) в случае "тактического отступления". Каждый из ресурсов будет вам полезен в дальнейшем, ибо не мордобоем единым!
Это значит, что недостаточно раз за разом давать недрогнувшей рукой (или что там у вас) по сусалам врагу, нужно ещё и обеспечить устойчивое развитие и процветание вверенного вам подземелья. В Legend of Keepers это значит, что помимо кровавых сечей вас ждут ещё и гораздо более приземлённые, но не менее важные вещи. Ну, там - найм нового персонала, починка и апгрейд ловушек, семинары повышения квалификации для начинающих Хранителей (нет, я не шучу), организации командировок сотрудников по обмену опытом с зарубежными коллегами, оплата счетов...
Квантом времени здесь является неделя - именно столько проходит между каждым эвентом. В каких-то случаях вам позволят выбирать, чем заняться; в других (и их будет больше) - особого выбора не будет в связи с недостатком ресурсов или денег.
Разумеется, отражение каждого набега героев вознаграждается. Помимо звонкой монеты, можно заполучить и что-нибудь ещё - от ловушки до магического артефакта или нового монстрюги. Практически всегда есть возможность выбирать между несколькими группами противников - если чувствуете в себе силы, берёте тех, кто потолще, остальных же, видимо, встречают менее удачливые коллеги-хранители.
Если подходить к дизайну подземелья вдумчиво и иметь некоторый "запас прочности" у подчинённых - обычно битва заканчивается задолго до тронного зала с боссом. Но бывает и по-другому, когда засучить рукава приходится и вашему аватару. Фактически, он представляет собой такого же монстра, как и другие - только гораздо более живучего и обладающего более сильными скиллами. Обычно расправиться с потрёпанными и задебафанными героями, еле доползшими до финальной битвы, труда не составляет.
В данном случае он заключается в том, что, в отличие от своих подопечных, бодро регенерирующих любые раны, ваша собственная полоска HP восстанавливается куда более постепенно. Делает она это с определённой скоростью каждую неделю, и если не успевает до следующего боя - ну, значит вы выходите на ринг немного недолеченным и вас становится проще победить.
В случае, если вы успешно отражаете все посягательства на родное подземелье, не посрамив репутации Корпорации Зла, игра переходит на следующий, более сложный уровень - с новыми монстрами и противниками, а сами вы - получаете солидный кусок опыта, который можно потратить на саморазвитие, прочитав, фигурально выражаясь, пару книжек по кризисному менеджменту.
Не смея затягивать повествование, хочу закончить техническим описанием. Legend of Keepers сделана очень добротно, начиная от детальнейшей прорисовки всего пиксельарта - персонажей, визаульных эффектов и задних планов, заканчивая бодрыми металлическими мотивами а-ля Doom Eternal. Реиграбельность довольно высока - начиная от кампании, где вам дают возможность попробовать себя в роли одного из трёх Хранителей, заканчивая "бесконечным" режимом, предоставляющим всё более тяжёлые испытания для любителей хардкора. Приятные иллюстрации и чёрный юмор, так хорошо знакомый нам по Graveyard Keeper`у, отлично дополняет активную часть игры, давай возможность немного расслабиться между битвами.
Legend of Keepers можно приобрести и в Стиме, и в GOG`е, цена вовсе не заоблачная, почти наверняка на сезонных распродажах можно будет ухватить с неплохой скидкой.