Продолжая цикл заметок, связанных с, как я выразился ранее, «насыщением информационного пространства мнениями игроков», хочу временно отвлечься от конкретики и немного затронуть теоретический аспект. А иначе говоря — попытаться ещё раз, теперь более обстоятельно, объяснить скептически настроенной аудитории, почему я считаю важным написание такого рода публикаций.
Мы живём в совсем не идеальном мире. Усугубляет этот факт ещё и то, что сколько людей — столько и мнений, а также вкусов, симпатий и антипатий. Не сомневаюсь, что абсолютно любой житель нашей планеты хотел бы что-то поменять вокруг себя. На ММОзговеде обсуждение сконцентрировано вокруг многопользовательских игр, но и на данное подмножество высказанная мною сентенция вполне распространима.
Если вы не совершаете ошибок, значит не решаете достаточно сложных задач — и это большая ошибка.
Возьмём абстрактного игрока в ММО и для простоты назовём его Васей, в честь моего папы. Год за годом он, с увеличением геймерского стажа, встречает всё новые и новые игры. В определённый момент их количество и объём проведённого в них времени достигает некоего рубежа, после которого у нашего протагониста становится достаточно опыта и накопленной информации, чтобы начать обобщать увиденное и формировать собственные вкусы. У него появляется определённый набор вещей, которые ему в играх нравятся — будь то сеттинг, вид монетизации, жанр, ну и так далее. Неотделимо от них появляется и набор негативных «маячков».
Если выбор игр достаточно велик и Вася в любой момент, устав или пройдя одну игру, может без труда найти себе другую, со столь же уверенным перевесом «плюсов» над «минусами» — система находится в равновесии. Но, на минутку вынырнув из абстрактного в реальный мир и оглядевшись, мы, примерив на себя шкуру Васи, скорее всего, ничего подобного не увидим, а увидим ту самую выжженную пустыню, про которую я довольно мизантропично упоминал в последних абзацах заметки про попаданца-альтер-эго.
Итак, Вася оказывается в ситуации, когда в одни игры он уже играть не может, а в другие — не хочет, потому что при наведении на них «ММО-радара» пульт управления сразу же начинает тревожно переливаться целой гирляндой красных огоньков с редкими вкраплениями зелёных, а из динамиков раздаётся противное завывание. Что делать в подобном случае? Разумеется, можно наступить на горло собственным пристрастиям и, скрепя сердце, пойти играть в наименее отвратительный из вариантов. Удастся ли в такой игре получать удовольствие от процесса? Под большим вопросом.
Допустим, Вася не готов к такого рода поступкам, и его внутренний стержень принципов непокобелим. Ну и что дальше? Можно просто сидеть и ждать, когда же разработчики ММО одумаются и начнут-таки выпускать нечто, подходящее для серьёзного погружения. Но это позиция пассивная, а значит — заведомо невыгодная по сравнению с более активной. Можно ворчать, клеймя клятых «директоров по монетизациям» и пустынный ландшафт индустрии во время посиделок за пивом в кругу единомышленников — но это тоже так себе вариант.
Почему «так себе»? Ответ прост — уровень изложения. Уровень изложения, это, ребяты, такая штука… могу сказать не от лица абстрактного Васи, а от своего собственного, из первых уст и максимально приближенно к реальности — с тех пор, как я пришёл на ММОзговед и начал активно комментировать заметки и даже писать свои — видение мира онлайн-игр и моё к нему отношение поменялось весьма существенно. Ведь излагая своё мнение (а особенно — в текстовом виде, развёрнуто и не торопясь) мы не только распространяем его среди других, но и в своей собственной голове наводим порядок, систематизируя, уточняя и формируя непротиворечивую позицию. Дискутируя с собеседниками, придерживающимися иных взглядов (разумеется, при достаточно высоком уровне дискуссии) — мы проверяем на прочность собственные тезисы и учимся транслировать их в доступной форме. Проводя аналогию — это как предвыборные дебаты и агитация от первого лица, то есть диалог, в котором вы сталкиваетесь с совершенно разными людьми и, более того, получаете самые неприятные вопросы, взять и не ответить на которые нельзя.
Публикация блока информации, будь то текст, аудио-подкаст или видео, в котором доступно и непротиворечиво выражено ваше отношение к какой-либо проблеме — на мой взгляд, один из лучших способов что-то изменить в этом мире. Да, эффект не мгновенен и труднопрогнозируем. Да, подавляющее большинство из нас, геймеров — вовсе не Достоевские, и тексты далеко не всегда являются не то, что эталонами прозы, но и читаемы без слёз не всегда. И всё же, как и с любым непростым, но полезным делом — главное начать, пусть даже сначала получаться не будет совсем. Как минимум, вы приведёте в порядок собственные мысли, возможно — кого-то из оппонентов обратите в свою веру, а там — чем чёрт не шутит, может, и кто-нибудь из людей, что-то значащих в ММО-индустрии заглянет в перепост перепоста перепоста знакомого в ленте новостей — и что-то у него в голове щёлкнет…