Жизнь и страдания господина Бранте. В ваших руках.

Я был жутко расстроен. Всё закончилось плохо. Нет, всё закончилось ОЧЕНЬ ПЛОХО. И всё это - несмотря на мои титанические, и, как мне тогда казалось, дальновидные усилия. Пошла прахом как личная жизнь, так и общественный порядок - и на этом повествование завершилось, издевательски перечислив мне напоследок "список достижений". Разумеется, оставить это позади я просто так не мог - и, сурово сдвинув брови, открыл новое сохранение в The Life and Suffering of Sir Brante, недавно вышедшей игре, представляющей собой интерактивное художественное произведение в стиле "дарк фентези".

Повествование отправляет нас в мир, находящийся на том этапе развития, который обычно называют Тёмными Веками. Кое-как преодолённая феодальная раздробленность, жёсткое разделение людей на классы, религиозный фанатизм... да ещё и имеющаяся в наличии магия, хоть и находящаяся под запретом, подливает масла в огонь. Пантеон небожителей представлен двумя братьями-богами - старшим, с кнутом в руке, и младшим, держащим меч.

В отличие от реального мира, в существовании высших сил здесь никто и не думает усомниться, по той простой причине, что видели их своими глазами. Такая возможность предоставляется после одной из так называемых "малых смертей" - процесса перерождения после ущерба, несовместимого с жизнью. Таких, вполне соответствующих геймерскому жаргону, "жизней" у большинства людей четыре штуки. Потом - окончательный кирдык с подведением итогов и отправкой либо в местный рай, зиждящийся на вершине столпа света, либо - в аналог ада, располагающийся у подножия столпа.

В социальном плане дела обстоят следующим образом - большую часть населения представляют простолюдины, лишённые практически всех прав. Над ними, в точном соответствии со средневековыми традициями реального мира, стоят дворяне различной степени благородности. В качестве некой прослойки, сглаживающей трения, существует немногочисленное духовенство. А теперь переходим к более оригинальному - над дворянами, и вообще над всеми "человеками" возвышаются на кажущейся недосягаемой высоте аркны - голубокожие аристократы-долгожители, видимо, представляющие некую пародию на эльфов.

Скромное генеалогическое древо, одной из тонких веточек которого стал Кио Бранте (что-то мне это имя неуловимо напоминает...)

Стать аркном другим способом, кроме как родиться им - невозможно, в отличие от миграций между "человеческими" сословиями. Успешно закончив аккредитованное учебное заведение, простолюдин может стать так называемым "дворянином мантии", вступив на нижнюю ступеньку дворянства. Чуть выше стоит дворянство меча - оно, в случае благосклонности правителей, жалуется отдельным приказом и даёт возможность автоматического получения соответствующего титула для потомков (разумеется, в случае, если и второй родитель благородного происхождения).

Начальное окно персонажа. Параметров, как видите, негусто - но это очень скоро изменится.

Как вы уже наверняка догадались, наш герой не может похвастаться высокородностью. Фактически, в начале он не может похвастаться вообще ничем, будучи только что рождённым младенцем. Да, нам придётся пройти весь путь - от начала до самого конца, то есть истинной, четвёртой смерти.

Ну а в процессе, как тоже легко можно предугадать - изрядно пострадать.

Отличительной чертой рассказа про господина Бранте является, не побоюсь этого текстового клише - хитро закрученный сюжет. В тех же нетленных рассказах Дюма, например, всё довольно предсказуемо - если герои поступают "политически верно", придерживаясь одной и той же стороны, никого не предавая, то в конце концов получают за свою последовательность соответствующий пряник в виде победы над противником, денег, женщин, титулов. В нашем же случае всё несравненно сложнее, и в качестве аналогии можно привести скорее "Хроники Арции" Веры Камши, гораздо менее популярные, но и гораздо более запутанные.

Чем дальше, тем больше расширяется наш кругозор, подбрасывая всё новые проблемы.

Во время первой попытки меня подвела именно она - склонность к парадигме "нормально делай, нормально будет". Я пытался поступать максимально последовательно, создавая из своего подопечного цельную натуру с твёрдыми жизненными ориентирами. В результате, хе-хе, как вы могли понять из первого абзаца, поступая в максимальном числе случаев "правильно", я довёл ситуацию до полного провала.

Но вернёмся непосредственно к игре. Её хронология представляет собой несколько этапов, в течение которых главный герой постепенно взрослеет. Родившись на свет, наш Бранте не обладает никакими навыками, но по ходу дела, совершая различные поступки, он ими овладевает, а какими именно - зависит от вас, и в этом-то, собственно, и заключается весь процесс. Условно, в первой главе вы можете стать непоседливым карапузом или тихим и внимательным карапузом. Чуть повзрослев, набор навыков увеличится, унаследовав черты из предыдущего этапа. И так несколько раз, в результате сформировав взрослого человека с некоторым набором склонностей.

Успехи предыдущего этапа непосредственно влияют на следующий.

Что меня несказанно обрадовало в The Life and Suffering of Sir Brante, так это отход от осточертевшей традиции геймдева "ни в коем случае нельзя вызывать у игрока негативные эмоции". Заключается он в том простом факте, что практически любой выбор помимо положительных последствий имеет и отрицательные. А иногда - только отрицательные.

Более того - очень часто наиболее устраивающий вас вариант вовсе не будет доступен для выбора из-за того, что у вас не выполнены необходимые условия (не прокачан навык, недостаточно хорошие отношения с кем-то, неподходящий выбор, совершённый в прошлом и т. д). Причём предугадать все последствия, как я говорил выше - практически невозможно. Можно творить добро напропалую и изо всех сил налаживать с кем-то отношения - и закончить предательством. Просто потому, что так сложились остальные карты.

Усугубляет ваши собственные проблемы шаткое положение вещей в империи - напряжённость присутствует совершенно в любой сфере, от политики до религии. И хотите вы этого или не хотите - по мере взросления вы будете втянуты в круговорот всё более глобальных конфликтов, как и подобает главному герою исторического романа. В каком качестве вы выступите: благородного сеньора, ревностного служителя церкви или (разумеется, не совсем) обычного простолюдина - зависит исключительно от ваших решений, начиная с первых детских шагов.

Нужно заметить, что у игры есть парочка крыжиков, способных кардинально поменять ощущения от процесса. Первый из них - это визуализация последствий от каждого решения, которую можно отключить, играя исключительно на уровне логики и ощущений (это сложно). Второй - возможность вернуться к началу главы, переиграв её в случае неудовлетворительных результатов. Их сочетание может превратить обычные страдания в сильные, а сильные - в совершенно невыносимые. Но оно того несомненно стоит, поверьте.

Взрослейте, налаживайте отношения с родственниками, находите друзей и недругов, изучайте науки, умирайте (или не умирайте), встречайте первую любовь (но не обязательно ограничивайтесь ею), уезжайте покорять столицу, заводите полезные знакомства, спорьте о религии, деритесь на шпагах, участвуйте в тайных обществах, прикасайтесь к неведомому, умирайте ещё раз (или, опять же, не умирайте), навлекайте на себя гнев или расположение аристократии, честно работайте или выполняйте тайные указания, поддерживайте власть императора или не поддерживайте - в неумолимом движении к финалу, венчающему жизненный путь господина Бранте. И при этом, ни на минуту не забывайте страдать - потому что какую бы дорогу вы не выбрали, она будет полна потерь и разочарований. Но и радостных моментов тоже.

Совсем как в реальном мире.