Timelie: человек и кошка

Есть ряд вещей, при виде которых я, как слон Балдахин из «Следствие ведут Колобки» при звуках флейты, теряю волю. Например, наличие в игре котика в роли протагониста (дейтерагониста) — ничего не могу с собой поделать, мозг отключается, а рука сама тянется к кнопке «Купить». Нельзя, впрочем, сказать, что я часто жалею о содеянном в состоянии аффекта. Не стал исключением и недавний случай, когда, увидев постер с мохнатым котячьим тухесом и полным надежды взглядом девочки, я не сдержался и с разбегу погрузился в головоломку Timelie.

Смотрели фильм «Одиннадцать друзей Оушена»? Не важно, оригинал с Синатрой или ремейк с Клуни — главное, чтобы вы вспомнили принцип, которого придерживались эти развесёлые компании при очистке хранилищ казино. Чёткое планирование без права на ошибку, предварительное наблюдение за охраной, ювелирный хронометраж, когда счёт идёт буквально на секунды…

Всё, или почти всё это можно увидеть и в Timelie, с тем лишь отличием, что противостоять вы будете не невнимательным, постоянно отвлекающимся и обладающим кучей недостатков человекам, а куда более грозным врагам — не знающим усталости, не совершающим ошибок, способным, как Аргус, смотреть сразу во все стороны.

Удалось мне вас, уважаемые читатели, немного поднапрячь? Это хорошо, переходим к успокаивающей части. Несмотря на целую пачку грозных эпитетов, всё не так плохо, как может показаться. Да, враги куда внимательнее и быстрее, чем обычные люди — но в то же время куда тупее и предсказуемее. Детерминированность их поведения и станет для вас ключом к победе. Но будем последовательны.

Кто сказал, что хорошая игра обязательно должна пестреть механиками?

Лично я в этом совершенно не уверен, и, напротив — могу привести сколько угодно примеров, когда из ограничений геймплея вырастали шедевры, ставшие бы хуже от дополнительных «пришлёпов». Именно такой игрой и является Timelie — как и во многих других головоломках, игровой процесс завязан тут на небольшое количество возможностей.

Начало сюжетной линии уловимо напоминает таковое в Portal — вы просыпаетесь на неком подобии больничной койки, вокруг никого, что вообще происходит — непонятно. Ничего не остаётся, как отправиться на поиски. Очень скоро вас настигает мерзкий визг, провоцирующий адскую мигрень, от которой вы снова теряете сознание, а приходите в себя уже обладая определёнными интересными способностями.

Во-первых, как следует сконцентрировавшись, вы можете отправить своё сознание в некий «параллельный мир», где попытаться спланировать свои дальнейшие действия с возможностью отката временной линии в случае неудовлетворительного результата. И во-вторых — те же самые манипуляции со временем доступны вам и в реальном мире, но только для определённых предметов.

Очень быстро становится понятно, что местные роботы-охранники не очень-то рады нашему появлению в своих владениях, и при первой возможности демонстрируют это максимально доходчиво — палкой по голове. Поскольку никаких деструктивных видов воздействия для нас не предусмотрено, всё, что остаётся — побеждать хитростью и вести себя незаметно. Реакция противников всегда одинакова — заметив нарушителя, они просто-напросто бросаются к нему по кратчайшему маршруту и не останавливаются, пока не достигнут пункта назначения. Этим можно и нужно пользоваться.

Чем дальше, тем более замысловатые локации нам будут попадаться — с запирающимися дверями, кнопками, дополнительными проходами — и так далее. Вариантов прохождения может быть несколько — и никто не ограничивает ваш стиль, будь то педантичное следование стелс-механикам или игра с огнём, когда считанные мгновения отделяют вас от провала.

А что же котик, спросите вы меня?!

Котик появится в вашем приключении очень скоро — и станет незаменимым помощником, способным существенно облегчить задачу с помощью своей ловкости и громкого, привлекающего внимание мява.

Подводя итог, могу сказать, что Timelie — отличный пример игры, в которой нет ничего лишнего. Нарочито простая, слабодетализированная графика подчёркивает атмосферу и позволяет лучше сосредоточиться на задаче. Простецкая поначалу, эта головоломка очень скоро заставляет наморщить лоб и раз за разом двигать ползунок таймлайна налево, пробуя другие варианты. В то же время, из-за той самой детерминированности мира, о которой я говорил ранее, всегда можно постепенно, не торопясь, прийти к решению — с помощью логики, а не «грубой силы». А способность декомпозировать проблему и решать её по частям, на мой взгляд, один из важнейших навыков в наш информационный век, которой безусловно стоит того, чтобы его прокачивать «с самого молоду», особенно в столь интересной и привлекательной форме.