Phoenix Point — так называется пошаговая тактическая стратегия от болгарской студии Snapshot Games. С момента релиза прошло всего две недели, но за это время я уже успел: раз — «на энтузиазме» установить её, два — обалдев от непривычных механик сделать rage uninstall, три — ещё раз установить и начать более вдумчиво — на этот раз перемежая особенно напряжённые моменты стаканчиком-другим чего-нибудь успокоительного или просто релаксирующим почёсыванием кота. Того, чтобы о ней рассказали, игра заслуживает безусловно.
Итак, недалёкое будущее. Человечество — прогрессирует себе, прогрессирует, никого не трогает. В один прекрасный день, пробурив толщу льда где-то в царстве пингвинов, люди находят живительную бифидобактерию, а точнее вирус, геном которого представляет собой нечто, доселе неизвестное — то есть велика вероятность, что это инопланетный гость. При воздействии на живые организмы вирус вызывает мутации, вполне достойные Говарда нашего Лавкрафта. Спустя некоторое время из-за таяния полярных шапок вирус попадает в океан — тут-то всё и заверте...
Быстренько освоив водные просторы, чужеродная бацилла добралась до суши и начала на неё экспансию в виде тумана. Большая часть человечества, начиная с прибрежных районов, вдохнув дневного бриза, на радостях решает пойти искупаться за буйки, возвращаясь уже с тентаклями, хитиновым панцирем и клешнями.
Действие игры, собственно, начинается спустя 20 лет после озвученных событий, когда от humankind`а остаются жалкие ошмётки, представляющие собой изолированные поселения, называемые haven`ами. Правительств, разумеется, в таких условиях не осталось, а власть поделена между тремя фракциями:
Вы, как водится ещё со времён XCOM — играете роль лидера маленькой, но очень секретной организации «Phoenix Project». Как водится же — в начале игры у вас есть база и летающее средство передвижения, на котором вы можете рассекать, хоть и не бесконечно, по земному шару в поисках других ячеек «Проекта» и прочих приключений.
В отличие от XCOM, где эвенты заключались в основном в каких-то активностях пришельцев, вроде пролёта или приземления НЛО, нападения на города и т. п., в Phoenix Point вы для обнаружения точек интереса должны инициировать сканирование окрестностей из своей базы или от союзников. Про появившиеся координаты заранее ничего не понятно — надо лететь туда «ногами» и исследовать. Результатом может стать всё, что угодно — ещё одна база Проекта или другой фракции; какое-то событие, приносящее или отнимающее ресурсы и репутацию; возможность подстрелить парочку чудищ…
Поскольку фракции представляют собой конкурирующие образования, взять и наладить отношения сразу со всеми, к сожалению, не удастся — политические баталии в Phoenix Point представляют собой игру с нулевой, а то и отрицательной суммой, то есть практически каждое улучшение взаимоотношений с одной фракцией будет неодобрительно воспринято остальными двумя. Дипломатия важна по многим причинам, но основная заключается в том, что самые «вкусные» технологии можно получить, только наладив отношения или попросту сцап-царапав ©. Помимо промышленного шпионажа можно торговать, выкупать рекрутов, а также выполнять задания одной фракции против другой, совершая вполне себе агрессивные налёты.
Дорвавшись, наконец, до боя — вы увидите отрадный любому фанату XCOM`а пейзаж — разделённый на клеточки пол, процедурно сгенерированный ландшафт и кучку ваших бойцов, скромно мнущихся в углу карты.
В целом, всё знакомо — движение, стрельба, очки действия… но, как обычно, дьявол кроется в мелочах. Для начала — очков действий и у нас, и у противников по четыре. Тратить их можно на что угодно и в любой последовательности. Это, в частности, означает, что при желании вы можете с помощью какого-нибудь скилла (скиллы вместо ОД тратят другой ресурс — силу воли) подбежать к врагу и, если повезёт — дать ему в глаз прикладом ЧЕТЫРЕ РАЗА. Звучит очень заманчиво, но ровно до тех пор, пока то же самое не сделает дальний родственних Ктулху, надавав вашему бойцу недрогнувшей клешнёй. То же самое, кстати, и со стрельбой, которая для автоматического оружия обычно стоит два ОД — не двигаясь и заняв удобную позицию, можно проделать это дважды.
Кстати, о клешнях. По ходу продвижения по сюжетной линии вы сможете заметить, что обзаводятся новым вооружением и бронёй не только ваши подопечные, но и мутанты. Эдакая ускоренная эволюция, дабы не дать вам заскучать.
Ещё одним отличием в боевой системе является способ стрельбы, а точнее — определения шанса попадания. Если в XCOM вам радостно и незамысловано показывали процент оного, то в Phoenix Point всё значительно хитрее — у каждого оружия вполне реалистично существует зависящий от его типа круг разброса, который нам и демонстрируется при изъявлении желания пострелять.
Усугубляется это тем фактом, что пострелять теперь можно не только в абстрактного «врага», но и, в лучших традициях Фаллаута — в отдельные части его тела, с разными последствиями. Например, отстрелив конечность, держащую оружие — вы логично лишите противника возможности его использовать. Прострелив ногу — уменьшите скорость передвижения, ну и так далее. То же самое справедливо и для ваших солдат — поэтому рекомендуется не высовывать важные части тела из-за укрытий.
Укрытия, кстати говоря, это отдельная интересная тема. Они работают не совсем так, как в XCOM. Да, в игре присутствуют те же два вида — частичное и полное, но в отличие от предшественника, укрытие не просто уменьшает на сколько-то шанс попасть, а представляет собой именно препятствие для вражеских снарядов — то есть самый настоящий line of sight в действии!
Сидя за укрытием и вам самим не очень-то удобно будет стрелять, механика подталкивает к выбору между удобной для стрельбы, но менее защищённой позицией, или безопасной, но откуда без пары шагов в сторону, фиг в кого попадёшь.
Впрочем, зачем париться с LoS`ом, когда у нас есть гранаты и даже ракетные установки на боевых машинах? Первые, кстати, бросаются не очень далеко, но точно, а вот вторые — запускаются, кажется, вообще куда угодно в пределах карты, но легко могут настолько отклониться от курса, что не заденут цель вовсе.
По мере участия в сражениях, ваши солдаты, разумеется, будут накапливать опыт и получать возможности для левел апов с новыми скиллами. Стандартная система дополняется возможностью прокачать основные параметры — выносливость, силу воли и скорость, влияющие на количество НР, грузоподъёмность, запас очков, используемых скиллами и дальность передвижения. Пул скиллпоинтов, затрачиваемых на всё это — общий.
Вне сражений бойцы могут восстановить запас своей стамины (тратится каждый ход в процессе боя, не давая сильно затягивать) и очков здоровья на базе, оснащённой соответветствующим помещением. Вообще, механика баз абсолютно такая же, как в XCOM 2, даже как-то скучновато — строй комнаты, получай от них бонусы.
Отдавая дань уважения предку, на определённом этапе вас так же, как и тогда, попросят построить камеру заключения для содержания мутантов, а это значит что? Правильно — захват пленника живьём! История повторяется.
Замечу напоследок, что все впечатления, которые я здесь озвучил — не от человека, который уже «прошёл игру за все фракции», отнюдь. После первого неудачного раза я решил, что не буду гнать лошадей и постараюсь разобраться без спешки. Так что вся заметка — это результат всего 4-5 часов, проведённых в игре, думаю, что я где-то в первой трети сюжета, а значит — не смогу вам сильно наспойлерить и впереди ещё ждёт масса интересного.
Да, некоторые вещи меня поначалу (да и сейчас) раздражали. Но что можно сказать точно — кроме недостатков по сравнению со своим знаменитейшим предшественником, в Phoenix Point есть и инновационные вещи, благодаря которым игра двигает весь жанр тактических TBS вперёд, поднимая планку чуть выше. Именно так, на мой взгляд, и должна действовать индустрия здорового человека — не штампуя клонов, а экспериментируя, добавляя новое, пусть и не всегда удачно.