Одной из наиболее часто поднимаемых тем в дискуссиях ММО-игроков является игровая экономика. По понятным причинам — универсальный эквивалент стоимости, иначе говоря — деньги, позволяет достичь успеха во многих сферах, будь то покупка топовой экипировки, мощных зелий и свитков или оплата услуг более скиллованных товарищей, которые проведут вас в виде «паровоза» по хай-энд контенту.
Не избежала данного факта и Eco, где экономика, в отличие от парков аттракционов — не просто способ достижения цели, но один из столпов игрового процесса и источник постоянных конфликтов. В этой заметке я хочу показать, как, с точки зрения лидера, отъём денег у игроков, также называемый налогами, положительно влияет на мир.
Дисклеймер! Договоримся сразу, чтобы в комментариях не разгорелся огонь праведного холиварного гнева:
Итак, абстрагируемся от нашего конкретного Вортекса в пользу сферического Eco-мира в вакууме. Допустим, что налоговая система в нём такая же, как у нас в Вортексе — небольшой налог с продаж плюс прогрессивный налог, частным случаем которого является налог на роскошь. Тогда схема движения валюты будет выглядеть примерно следующим образом:
Как вы можете видеть, система получилась замкнутая. Средства из казны тратятся на госзакупки и оплату контрактов. Первый поток идёт напрямую в рынок, второй — попадает туда же через промежуточное звено — игроков. Если все части системы более-менее сбалансированы — налоги достаточно велики, чтобы хватало денег на инфраструктурные проекты и поддержку нуждающихся в этом профессий; игроки достаточно активны на рынке, продавая и покупая необходимые товары, отдавая часть прибыли в качестве НСП; контракты представляют собой проекты, интересные исполнителям и достаточно хорошо оплачиваются. Если всё это работает — система поддерживает саму себя, продуцируя постоянный круговорот валюты.
Но бывает, разумеется, и по-другому. Лидер, не генерирующий контрактов и не использующий деньги из казны правильным образом, или неоправданно взвинтивший налоги, что в перспективе приводит к уменьшению оборота на рынке и ухода игроков в бартер и прямую передачу денег за услуги — это, правда, может произойти и независимо от налогов, просто из-за желания самих игроков. В общем, если баланс нарушается и рынок деградирует, мы получаем что-то такое:
Сделок на рынке становится меньше, из-за этого уменьшаются поступления в казну. Без денег в казне невозможно создавать контракты и покупать товары, нужные правительству. Без контрактов игроки, которые были склонны к их выполнению — остаются без существенного источника дохода. Обладающие же существенными накоплениями обычно не склонны к долговременным выплатам прогрессивного налога и постараются перевести деньги в ценности другого вида — редкие товары, недвижимость, займы.
Получается ровно противоположное — система работает плохо, а каждое телодвижение её участников усугубляет и без того неустойчивое положение. Без рынка игроки всё сильнее и сильнее окукливаются между собой, переходя от прямых переводов к бартеру — денег в казну поступает ещё меньше, да и вообще — они становятся практически не нужными.
Вся эта апокалиптическая картина мною изображена именно для того, чтобы донести следующую мысль:
Разумеется, справедливым это заявление остаётся в том случае, если затем эти деньги из казны попадают не в карман казначею, а различными способами распределяются среди игроков. Именно этим хороша диверсификация налогов — НСП генерирует относительно небольшой, но постоянный поток валюты, а прогрессивный — служит противовесом склонности некоторых «чахнуть над златом».
На «Вортексе» ваш покорный слуга старается придерживаться именно таких соображений при создании контрактов и госзакупках. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что несмотря на активное сопротивление некоторых товарищей — пока что шестерёнки, слава богу, крутятся.
В общем, как говорится, «заплати налоги — и спи спокойно».
Напоминаю всем, склонным к гораздо более жестокому и увлекательному, чем на мечах и фаерболлах, PvP — экономическому и политическому противостоянию, столкновению идей, интригам и прочим радостям «кооперативной сессионки ©», что мы ждём вас с распростёртыми объятиями и что ещё нисколько не поздно присоединиться!
ECO.MMOZG.NET — так можно найти наш сервер в игровом лобби или просто ввести его в строчку подключения вручную.