Десять лет спустя: как я зашёл в Final Fantasy XIV

Ноябрь - опасная пора. Уже дуют вполне по-зимнему промозглые ветра, небо, за редким исключением, показывает свинцовый кукиш, а и так находящаяся на искусственном жизнеобеспечении ММО-индустрия бьёт новые антирекорды компетентности игростроительного руководства. Ну как тут не затосковать по чему-нибудь далёкому и ламповому?

Собственно, я так и сделал.

И за неимением более подходящих вариантов, решил окунуться в совершенно неисследованный доселе мир японских ММО. А какая из них наиболее известная? (тут с задних рядов обязательно должен кто-нибудь крикнуть "а что, в Японии НЕСКОЛЬКО ММО?!") Разумеется, Последняя Фантазия под номером почему-то четырнадцать. Почему - не знаю и знать не хочу, но игру я твёрдо решил опробовать.

Сказано-сделано - всё, что выставлено на Стиме, находится в трёх кликах от вашего ПК. Так думал я до момента столкновения с японским игростроем, молниеносным взмахом катаны рассёкшим мои наивные представления. Для более плавного и менее болезненного дрейфа дальше по тексту рекомендую вам держать в голове тезис, что японцы - это инопланетяне. Тогда многое воспринимается гораздо релевантнее.

Итак, приобретя за 700 рублей стартовый набор с бонусом в виде 30 дней халявной подписки, я, по боярской привычке, кликнул на кнопку "установить" и приготовился подождать, пока широкий интернет-канал шустро закинет всё необходимое на мой жёсткий диск.

Ага, щас. Говорю же - инопланетяне они.

Из Стима скачивается только лаунчер, в котором можно почитать последние новости и залогиниться - и только после логина запустится процесс скачивания клиента. Не то чтобы в этом было нечто плохое - так делает, например, и Близзард со своими играми; но у японцев, как мы должны непрерывно помнить, свой, особый путь. Во-первых, влажные мечты о широком канале и быстром скачивании данных стоит отринуть с самого начала - никого не интересует, насколько хорошо у вас дома с интернетом, скорость скачивания ограничится 5-10 мегабитами. Во-вторых, не дай бог где-то между вами и неведомым медленным CDN`ом пробежит мышка и махнёт хвостиком, прервав на микросекунду процесс - лаунчер тут же плюнется ошибкой и прекратит процесс. А нажав на единственную доступную кнопку в появившемся окошке, вы увидите отнюдь не продолжение скачивания (как, например, у бледнокожих гайдзинов-близзардовцев), а радостно закрывшийся лаунчер. В третьих, перезапустив капризую программу, вы обнаружите (на этом этапе вполне можно начать нервно хихикать; я вот начал) просьбу залогиниться. Привыкайте к ней - потому что особый путь гордых айнов не позволяет авторизовать пользователя надолго. В четвёртых, даже перезайдя в лаунчер, вы, скорее всего, начнёте закачивать последний кусок данных по-новой - они разделены на части где-то гигабайта по два; слава богу, скачанные полностью при вылете сохраняются - иначе, я думаю, половины суток, потраченных мною на загрузку игрового клиента, не хватило бы.

Чувствуете ламповость? То-то же. А ведь мы ещё даже не зашли в игру.

Но довольно ворчливых прелюдий - всё рассказанное выше, это не особенно нужная техническая лирика. Главное же, чтобы человек, то есть игра, была хорошей. Не буду докучать вам уже наверняка опостылевшими за столько раз подробностями логина, выбора сервера и создания персонажа, ограничившись только выражением корпоративной радости котовладельца - в FF XIV можно сделать, как это сейчас модно говорить, кошка-жена и, соответственно, муж-кот. Именно последнего я себе и забубенил - и ничуть не стесняюсь этого факта.

Далее, нужно учитывать инопланетность, выражаемую в необходимости придумать своему альтер-эго не только имя, но и, боже мой - фамилию! Оставим за скобками эпитеты, которыми я наградил воплотивших эту идею и отметим лишь, что в результате у меня получился целый Киораку Пузиллин. Живите теперь с этим знанием.

Первое впечатление от мира после просмотра морально истощающих своей длиной катсцен (привыкайте к этому, если что) - "как-то блекловато". Чуть позже я понял, в чём было дело и поменял мнение на противоположное - "ура, блекловато!". А дело в том, что ваш покорный слуга, как и многие другим ММО-игруны, подсознательно привык к кислотному буйству красок WoW`а - и подсознательно принял это буйство за норму. У японцев же хватило вкуса не повторять взрыв на фабрике гуаши, и, смотрите, что получилось:

Начальных города (поскольку начинаете вы, в отличие от того же ВоВа, не в каком-то дальнем углу карты, по самом центру ничего) целых три, и зависит ваше расположение от того, какой класс вы выбрали. Наверняка давно ни для кого не секрет, что в FF XIV класс незыблемым не является, а легко меняется на другой - буквально одним кликом и бесплатно. Для боевых классов я, как старый ММО-солдат, такого безусловно не одобряю, а вот для мирных профессий...

Но, впрочем - давайте по порядку.

Не уверен, что это кому-то интересно, но в моём личном каталоге существует ровно три смертных греха геймдизайна классов:

  1. Общедоступность (передаю привет дренеям-шаманам и бладэльфам-паладинам)
  2. Полная взаимозаменяемость ("да пофигу, рогу или ханта - лишь бы дпс давал!")
  3. Возможность сброса (этот самый мой любимый, для него, уверен, давно подготовлен самый жаркий котёл)

Так вот, в FF XIV инопланетяне-разработчики решили не идти на полумеры и реализовали все три пункта оптом, достигнув парадоксального результата - получилось даже в некотором роде хорошо с уклоном в коммунистическую уравниловку. Абсолютно любой персонаж может прокачать все классы и, как я говорил ранее, свободно переключаться между ними, мгновенно меняя обмундирование и скиллы на панелях.

Кстати о скиллах. Дав небольшую хронологическую справку, хочу заметить, что "классический" кусок FF, именуемый A Realm Reborn - это 2012-2013 год, у ВоВа к этому времени вышли БК, ВотЛК и даже Катаклизм с "китайчатиной в кустах". Так вот, о скиллах. По старой памяти взяв себе класс Заклинателя, к половине пути в сторону капа я получил, если не ошибаюсь, аж ДВА умения, наносящих урон и где-то 3-5 исцеляющих, из которых действительно юзабельны были те же два. То есть всего, по факту, четыре. Для сравнения хочу показать вам мои бары на 27 уровне (тоже примерно половина пути) из последнего забега шаманом в классику ВоВа:

Три вида энчанта оружия, одиннадцать разных тотемов, четыре атакующих заклинания, не считая всякой мелочи типа расовых способностей и диспеллов...

Открою секрет полишинеля - до 50 уровня в FF практически ничего не изменится. Да, хилить станет чуть интереснее, но именно "чуть". Обычный хил, сильный дорогой хил, АоЕ-хил, ХоТ. И два с половиной атакующих заклинания. Всё.

Резюмируя - система классов со скиллами в процессе прокачки мне категорически не понравилась. Возможно, это нормальное положение вещей для японского геймдева - но в 2012 году можно было, по крайней мере, посмотреть, как оно там у Варкрафта (а у Варкрафта тогда было более чем).

С другой стороны, нельзя сказать, что дурацкая система скиллов как-то сильно раздражает. Вовсе нет - потому что про неё фактически забываешь на фоне великого и ужасного Сюжета. Многие опытные игроки заявляют, что "FF XIV - игра именно про сюжет". Странно, конечно, слышать подобное в отношении ММО, но учитывая увиденное, я склонен с ними согласиться. Сюжет действительно обласкан вниманием, это заметно с первых минут игры. Обласкан настолько, что постоянно ловишь себя на мысли относительно того, что, похоже, сюжету подчинены и остальные механики игры.

Приведу небольшой весёленький пример.

Все мы хорошо помним, как выглядят квесты в более-менее "стандартных" ММО-парках, да хоть бы и в том же ВоВе:

  1. Поговорить с NPC, выслушав, как тяжело ему живётся без зубов окрестных койотов.
  2. Добежать до койотов, немного погеноцидить.
  3. Вернуться к NPC, отдать зубы, получить награду.

Казалось бы - что могло пойти не так в случае сумрачного инопланетного японского гения? А вот, что:

  1. Поговорить с NPC1, выяснив, что его тревожит вой по ночам.
  2. Пробежать через половину карты к NPC2, мудрому отшельнику, специалисту по койотам. Выяснить, какой вид койотов склонен к ночному вою.
  3. Вернуться через половину карты к NPC1, обсудить с ним варианты решения проблемы. Остановиться на выдаче койотам леща.
  4. Телепортироваться в столицу, чтобы получить у NPC3-правителя разрешение на выдачу леща.
  5. Телепортироваться обратно, найти место обитания тех самых койотов, ВЫДАТЬ НАКОНЕЦ ЛЕЩА КОЙОТАМ.
  6. Пробежать через половину карты к NPC2, показать ему зубы и убедиться, что леща получили именно те койоты, которые нужны.
  7. Вернуться через половину карты к NPC1, обрадовать его, что проблема с воем, вродь как, решена. Получить благодарность.
  8. Телепортироваться в столицу, получить у NPC4 награду.

Выглядит довольно фантасмагорично? Отнюдь, я совсем не приукрасил - бывают случаи и гораздо более запущенные, в процессе которых начинаешь ассоциировать себя с каким-то фельдъегерем.

Другая ошибка, которую вы можете совершить (и совершил я) - начать делать побочные цепочки квестов. Донт ду ит, плиз. Единожды начав, вы очень быстро обнаружите себя на десяток-другой уровней выше сюжетной линии - и проходить её будет крайне неинтересно. Оставьте опциональные квесты для прокачки других классов, точно вам говорю.

Однако же, тухлая система скиллов и выносящая мозг обилием катсцен сюжетная линия - это ещё совсем не всё. Есть и ложки мёда, да ещё какого мёда!

Я говорю, конечно же, о мирных профессиях.

Вот, где инопланетянство наконец-то принесло плоды. Собирательство и крафт в FF XIV, без лишней скромности, на голову выше аналогичных механик в любой известной мне ММО. ВоВ даже рядом не стоял со своими унылыми забегами по заранее известным маршрутам и крафтом бесполезных вещиц с последующей продажей вендорам.

Я взял сразу четыре, как мне показалось (и оказалось - не показалось), синергичных профессии - рыбалку (ну естессна), ботаничество, кулинарию и алхимию. Ну, знаете, выловил рыбку, накосил травок всяких - и давай жарить. Или зельице какое сварить из сколопендр с розмарином.

Бегая по низкоуровневым локациям в поисках водоёмов с нужными обитателями и растений с нужными плодами, я залип, наверное, не меньше чем на неделю - забив на квесты, сюжет и прочие приземлённые вещи. Я отчаянно кулинарил и химичил, и это было прекрасно.

Очнувшись в какой-то момент от сладких грёз, я обнаружил следующее - мирные профессии в FF качаются абсолютно аналогично основным. Ну, знаете, полоска опыта, квесты... И эта самая полоска красноречиво говорила мне, что при жалком 25 уровне Заклинателя, я достиг сороковых ступенек во всех четырёх ремёслах. Можете представить себе это в Варкрафте, чтобы персонаж обогнал в прокачке собирательства свой основной уровень?

Короче, круто. Очень-очень круто. Чем дальше - тем рецепты становятся сложнее, и это не сложность вида "блин, придётся топать на аукцион". То есть да, конечно - какие-то ингредиенты, получаемые другими профессиями, придётся купить. Но не только. Чего стоит только радостно бонкнувшая меня по голове система осколков стихий, активно противодействующая методу прокачки "куплю-ка я по пачке всего и скрафчу 50 штук какой-нибудь бесполезной хрени".

Закончилась эта идиллия, разумеется, плохо.

А именно - в какой-то момент мне не дали наловить рыбу для ежедневного фракционного задания. И не потому, что мой уровень был недостаточно высок - а просто потому, что я не дошёл до нужного места в сюжетной линии. Ну, то есть тупо - я разузнал, где ловится искомая рыбка, оказалось, что где-то у чёрта на рогах, и я, задав своей скаковой Пеке двойную дозу зерна, помчался в нужную сторону. Всё ради того, чтобы упереться носом в забор и получить презрительное замечание вида "ходют тут всякие" от нпц-охранника.

Данный эпизод так меня деморализовал, что я даже пару дней боролся с искушением бросить всё в надлежащую волну. Поборов наконец упаднические настроения, я мысленно плюнул в уши инопланетянам-разработчикам, закрывающим локации от игроков подходящего уровня - и с остервенением начал проходить сюжетные квесты.

Проскроллив на этом месте получившийся текст, я понял, что получается длинновато. Похоже, придётся разделить рассказ налопопам - может, оно и к лучшему, тем более, что момент очень подходящий. Да, пожалуй, так и сделаю. Ожидайте (c)