Я свинья и ты – свинья,
Все мы, братцы, свиньи.
В последнее время, не в последнюю очередь стараниями Греты Тунберг, прочно вошло в обиход понятие углеродного следа. Это гипотетический объём парниковых газов, продуцируемых индустрией ради того, чтобы вы могли вечером заказать доставку суши с новенького айфона. Среди "золотого миллиарда" стало модным этот след уменьшать, используя многоразовые стаканы для кофе, авоськи вместо полиэтиленовых пакетов и так далее. В общем, вполне заслуживающий одобрения процесс.
Вместо подсчёта того, насколько сильно каждый из нас в процессе своего существования гадит природе, я хочу поговорить о гораздо более приземлённой концепции - мудацком следе, то есть показателе того, насколько сильно каждый из нас гадит окружающим. Разложив мысли по полочкам, я был удивлён, насколько всеобъемлюще это понятие и как легко, просто выключив на минутку голову, оставить своими действиями след, вполне достойный какого-нибудь бигфута.
Развитие технологий настолько уплотнило население городов, что жить, не взаимодействуя с другими, практически невозможно, каким бы хикканом вы ни были. А где взаимодействие, там и шероховатости, очень легко приводящие к недовольству и конфликтам. Тут мы и приходим к двум известным афоризмам - "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого" и, не поверите - "живи и дай жить другим". Протерев экран от стекающего пафоса, можно слегка приземлить озвученные тезисы и сказать, что стратегически, то есть в долговременной перспективе, для всех участников взаимодействий выгодно придерживаться более-менее единых стандартов поведения в определённых ситуациях - хотя бы ради предсказуемости и возможности прогнозирования.
Это разного рода официальные и неофициальные своды правил - от этикета до ПДД. Предполагается, что, живя среди других людей, мы должны естественным образом перенимать накопленный популяцией опыт и традиции, в частности - эти самые стратегически-выгодные поведенческие стереотипы. Однако, идеальных сложных систем не существует - и то тут, то там такое предположение разбивается о суровую реальность. Не в последнюю очередь из-за бешеного ритма, в котором протекает и видоизменяется, подстраиваясь под новые технологии, жизнь современного мегаполиса.
И можно, конечно же, пренебрежительно кривиться, глядя на очередного олуха, смотрящего в общественном транспорте видосики с телефона без наушников; приобщающего жителей всех окрестностей к дабстепу, воб-вобающему из колоночек автомобиля; харкающего на асфальт и не убирающего говно за своим псом - примеров можно привести сколько угодно. Но фактически, причина подобного поведения вполне системная - и проистекает из отсутствия такого важного момента в воспитании, как привычка думать о последствиях своих действий для окружающих.
Мудацкость поведения - иногда очень тонкая материя, ввиду своей субъективной природы. Наши соседи по этажу, вот, наверняка не видят ничего плохого в том, что они заставили площадку перед лифтом мебелями и с комфортом устраивают там никотиновые посиделки, насыщая соответствующими ароматами всё вокруг. А я вот вижу. Или, скажем, владельцы автомобилей, привыкшие парковаться во дворах и по краям дорог. ПДД разрешает? Разрешает. А мне, велосипедисту, это кажется жутким мудачеством - как и какие-то мои действия наверняка кажутся мудачеством другим людям. Тут важно почаще выдыхать и пытаться смотреть на ситуацию более объективно.
Наносит ли кому-то вред тот факт, что человек перешёл дорогу на красный, при отсутствии в зоне видимости машин? На первый взгляд - нет. Кажется, что строго придерживаться в таких ситуациях правил контрпродуктивно - тратится время, а выгоды никакой. Это коварная логическая ловушка "а чо такого-то?". Она формирует неверные поведенческие стереотипы, причём не только у самого субъекта, но и у окружающих. Особенно опасно это для детей, ввиду их восприимчивости к авторитету старших - сколько раз вы видели бабушек, тянущих внуков через дорогу на красный, не слушая возражений последних?
Коварность этой хвори заключается в том, что человек может распространять её без каких-либо внешних симптомов, выглядя совершенно здоровым. А следовательно, понять, кто контагиозен, а кто нет - вне лабораторных условий невозможно. Что же мы видим в повседневной жизни? В общественном транспорте, в магазинах - огромное количество людей или вовсе без масок, или надевающих их "на отвали". Многие из них оправдывают такое поведение тем, что они привились или сдали тест, демонстрирующий отсутствие чего-то там. Что характерно, ни то, ни другое противоядием от распространения вируса не является - вакцина облегчает течение болезни, вовсе не гарантируя отсутствие заразы в выдыхаемом из лёгких воздухе. ПЦР-тест и вовсе демонстрирует состояние организма в определённый момент времени, который находится в прошлом - а что происходит в данный момент, непонятно.
Получается классическая трагедия общин - получение небольшой выгоды в краткосрочной перспективе (удобство существования без масок, отсутствие траты времени на прививку) оборачивается в дальнейшем существенными и долговременными неудобствами для всех (локдауны, принудительная вакцинация, закрытые границы). А те люди, которые дисциплинированно выполняют все защитные меры - находятся в неутешительной роли аутсайдеров, неспособных увещевать пустившееся в разгул большинство.
Подобного рода эгоизм вполне успешно выключает голову и даёт зелёный свет на любые удобные действия. Более того - даже после столкновения с человеком, объяснившим, почему такое поведение "не ок", чаще возникает не осознание, а агрессивное неприятие. Можно ли что-то сделать со взрослыми, уже вполне сформировавшимися людьми, придерживающимися подобной парадигмы - я не знаю. Не станешь же, в самом деле, объяснять каждому встречному, что он ведёт себя как скотина?