Геймеры в сверкающих доспехах

Пару недель назад последняя соломинка сломала-таки спину верблюду. Моя виртуальная чаша терпения наконец-то переполнилась и выход остался один — написать заметку на давно надоевшую всем тему, «составляющую примерно треть споров на ММОзговеде», как любезно сообщил Atron.

Писать о поведении людей внутри онлайн-игр довольно непросто, потому что, с одной стороны, количество изломанных ранее копий совершенно зашкаливающее и сложно не свалиться в пике очередного транслирования банальностей, с другой — не хочется начать рассказывать про то, как кто-то «играет неправильно».

Ты смотришь в телеэкран, и в передаче новостей,
Ты узнаешь о том, кто был сегодня сильней.
Кто стрелял только в спину, ну а кто только в лоб,
И о том — кто хотел, но почему-то не смог.

Дельфин, «Война»

Текстов про примеры потребительского отношения к ММО — огромное количество. Если помните, то и я сам неоднократно упоминал про засилие хитрых «джамп-ранов», АоЕ-кача и прочих прелестей прямых асфальтированных шоссе, ведущих к капу и мировому господству. Разумеется, ни для кого не новость, что большинство игроков без зазрения совести пользуется некоторыми из этих приёмчиков, а то и всеми разом.

Удивляет меня на самом деле другое. Даже, казалось бы, в таком оплоте фейр-плея и адекватности как ММОзговед нередки случаи, когда в комментариях встречаешь мнения вроде:

Само по себе существование любых мнений, даже тех, с которыми я в корне не согласен — я допускаю. Но, если честно, меня начинает утомлять положение, в котором в наше время оказались игроки, не желающие своими собственными руками гробить для себя одну ММО за другой, превращая suspension of disbelief в механический процесс «убивания, выбивания, накопления и т. д». Несмотря на то, что некоторые в целом поддерживают парадигму «играй честно, относись к виртуальному миру серьёзно», гораздо чаще такие игроки воспринимаются как какие-то прекраснодушные дурачки, как идеалисты, помешанные на неких «рыцарских кодексах чести» в наше время холодного и жестокого прагматизма.

Атос презрительно выпятил губу:
– Такие дела не по мне, вы это знаете, Арамис.
– Но почему же?
– Потому, что это похоже на засаду.
– Право, Атос, из вас вышел бы довольно странный полководец: вы сражались бы только днем, предупреждали бы врага о часе, когда намерены напасть на него, и никогда не делали бы ночных вылазок из опасения, как бы вас не упрекнули, будто вы хотите воспользоваться темнотой.
Александр Дюма, «Двадцать лет спустя»

Раз уж мы заговорили про рыцарей, нельзя не упомянуть, что, вообще-то, даже в Средние Века, когда, казалось бы, сантименты были более, чем неуместны — существовали определённые правила, по которым велись вооружённые конфликты. Да, все эти ограничения были справедливы только для противостояний между представителями благородного сословия, но какой-нибудь местный Соловей-разбойник, подло бивший в спину или наваливающийся втроём на одного — всё-таки ставил на кон не 5 минут игрового времени или проигрыш в искусственно созданной битве на БГ, а своё здоровье или даже жизнь.

«Война есть война», скажете вы, и намекнёте, что времена заморочек бла-ародных донов давно канули в Лету? А вот нетушки, отвечу я — потому что по мере приближения к нашему 21-му веку количество ограничений, накладываемых на воюющие стороны, только увеличивалось. Ну, знаете, всякие милые мелочи вроде того, что комбатанты должны носить форму с хорошо различимыми знаками отличия, что нельзя вырезать подчистую мирное население в процессе наступления, а также использовать оное в качестве «живого щита», что оружие не должно приносить жертвам бессмысленных страданий...ну и всё такое, вплоть до запрета оружия неизбирательного действия. Что мы получим, перенеся в качестве мысленного эксперимента среднего ПвП-нагибатора с его поступками в реальный мир? Да военного преступника мы получим — вот и всё.

В нашем Дискорд-канале недавно прозвучала мысль, что в ММО проще, чем в реальном мире, быть как хорошим, так и плохим. Ну, само собой — любая игра, это же модель, более или менее приближенная к реальности, но всегда упрощённая. Модель для того и нужна, чтобы генерировать какие-то ситуации, предоставляя участвующим в них возможность получить соответствующий опыт без лишних затрат — временных и ресурсных, а также — с правом на ошибку без катастрофических последствий и повтор. Возникает логичный, на мой взгляд, вопрос — какой опыт приносит вот такое вот «бессовестное» поведение, отношение к игре как к набору действий с заранее известным результатом?

Знаете, есть такое название стихотворения, ставшее самостоятельным выражением — «Бремя белого человека». Несмотря на в целом негативную коннотацию, могу сказать, что я чувствую себя именно вот так — эдаким белым человеком среди беснующихся толп дикарей, несмотря на то, что раз за разом меня пытаются убедить, что это я и мне подобные — нежизнеспособное отклонение от нормы.

Каждый раз, когда мне говорят, что ММО должны развлекать и не дело разработчиков пытаться «диктовать» игрокам, как себя вести — я чувствую, как это бремя становится тяжелее. Когда я сталкиваюсь с очередным непониманием окружающих, зачем нужно усложнять себе жизнь, если есть более лёгкие пути, тем более, что «все так делают» — на мои плечи ложится дополнительный груз. Но я, как та маленькая лошадка из песни Найка Борзова, медленно, но неумолимо продолжаю идти в гору, изредка всё-таки достукиваясь до прапрадедовских «рыцарских» генов внутри людей — и каждый такой случай надолго заряжает меня оптимизмом, что рано или поздно мы перестанем устраивать «гибридные войны» на уничтожение, где все средства хороши.

Мы будем иметь честь атаковать вас!
к/ф «Д`Артаньян и три мушкетера»