Как вы знаете, уважаемые читатели, вчера на ММОзге проходил очередной «Горячий чай», в котором на этот раз смог поучаствовать и ваш покорный слуга. Общение получилось весьма интересным, были затронуты многие близкие мне темы.
Те, кто слушал подкаст, наверняка заметили почти в самом начале программы диалог, очень быстро превратившийся из моего описания некоторых механик Eco в дискуссию «парки аттракционов vs. песочницы». Видит бог, тема достаточно избитая, об неё изломано множество копий и я вовсе не собирался доказывать превосходство одного над другим, но разговор свернул именно в эту сторону, чему виной, видимо, моя неопытность в публичных выступлениях.
Несмотря на начальное нежелание развивать эту тему, мы довольно пространно о ней поговорили и это наложило отпечаток на мои впечатления и относительно дальнейших событий подкаста. Апогеем стал рассказ Eley о псевдоразнополых браках ради ежедневных квестов, прохождениях подземелий одним человеком в шесть окон и прочие того же плана вещи, от которых повеяло чем-то до боли знакомым ещё со времён Ragnarok Online. И, знаете, это произвело совершенно неожиданный эффект.
Попробую её описать, не усыпив вас художественной ремаркой. Наверняка многим из вас знакома книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. Во второй её части, после побега Эдмона Дантеса из тюрьмы, есть небольшой эпизод, произошедший с бароном Францем д`Эпине. Этот молодой человек, из очень благородной французской семьи, некоторое время жил во Флоренции, где, как это говорят, вращался в высших кругах — посещал различные салоны, балы и прочие увеселительные мероприятия, которые, тем не менее, по-видимому ему надоели настолько, что он нанял небольшую лодку и с несколькими матросами отправился на Эльбу и далее. На определённом этапе ему захотелось поохотиться. Получив информацию о большом количестве диких коз на островке Монте-Кристо, представляющем собой практически голые скалы с редкой растительностью, он отправился туда и встретился с местными контрабандистами, проводившими его с завязанными глазами в пещеру графа, полную персидских ковров, золота и драгоценностей, где они с главным героем произведения роскошно откушали и устроили небольшой трип афганским гашишем, в общем — хорошо провели время.
Представьте себе, что развлечения Франца на «большой земле», все эти балы, приёмы и прочие легко доступные вещи — это «парки аттракционов». А трудоёмкое, зачастую опасное, без гарантированного результата путешествие по морю на пустынный островок — «песочницы». Первые предлагают привычные удовольствия в виде хорошей еды, милых барышень с веерами и приятного общения с приятелями за бокалом вина. Второе — пронизывающий морской ветер, солёные брызги и обгоревший на солнце нос. Куча неудобств — и ради чего? Чтобы приплыть к чёрту на рога, и непонятно ещё, что за встреча там ожидает. Казалось бы — выбор очевиден, и дискутировать особо не о чем. Ан нет, уважаемые товарищи — ещё как есть. Ведь в «песочницах», как и в пещере графа Монте-Кристо, есть сокровища, которые и не снились городским вельможам. Да, они труднодоступны и требуют потраченного времени и сил, а не падают сами в руки. Я говорю о возможности создания окружающего пространства собственными руками и руками других игроков. Вместо NPC, дающих задания собрать цветочки для заболевшей уточки © — живые люди со своими нуждами, вместо бесконечно восстанавливающейся по кулдауну руды — необходимость по колено в грязи выкопать шахту, вместо бездумного посещения аукциона, найти и купить вещь на котором можно одним кликом, причём сразу с доставкой — живое общение с конкретным человеком по поводу заказа, вместо безмозглых NPC, будь то обычные мобы или рейдовые боссы в подземельях — вы не поверите, но тоже живые люди, с таким же изощрённым разумом, как у вас, а то и похуже! Представьте себе хотя бы на минуту, насколько огромен потенциал игр, где на всё вокруг могут повлиять игроки, где нет заботливо проложенных гейм-дизайнерами тропинок через джунгли и поселений, вечно застывших и не меняющихся, где нет искусственных ограничений на деятельность игроков.
Представьте себе, что вы Робинзон Крузо, выброшенный на берег необитаемого острова с сумкой инструментов, но не одинокий, как персонаж одноименного рассказа, а счастливый обладатель компании — таких же жертв кораблекрушения, живых и настоящих, у каждого из которых свои мотивы и желания, а перед вами — целый мир, с которым можно сделать абсолютно всё, что угодно. Хотите — живите дружно, возводите города, прокладывайте дороги. Хотите — разделитесь на несколько племён и конкурируйте за ресурсы, экономическими методами, а то и насильственными. Хотите — заберитесь на самую высокую гору, найдите самое красивое место, сложите шалаш из хвороста и медитируйте на восходящее над горизонтом солнце. Хотите — забейте на всё и превратите цветущий остров в постапокалиптическую выжженную пустыню.
Когда в дискуссиях по поводу ММО-игр мне начинают рассказывать, как хорошо нажать кнопку поиска группы и получить готовую патю и телепорт в начало данжа, как круто собираться каждый день с гильдией в заранее назначенное время ради того, чтобы несколько часов воевать со скриптами, программирующими поведение боссов — у меня повышается давление и начинает дёргаться глаз. И в следующем же предложении те же люди говорят о не нравящейся им «принудительной социализации» в песочницах, где они «не являются независимой единицей» и не могут «просто взять и пойти делать то, что захотят» без общения с другими. Ну, ребята, откройте же наконец глаза — в ваших ЛФГ, констах и рейдах по расписанию в сто раз больше вынужденности. Неужели вас не коробит вся эта искусственность — эти ежедневные нарезания кругов по дейликам, накопление монеток-кристаллов-баджей, забеги по подземельям, в которых одна фигурка стоит другой, при условии, что она способна потанковать босса или вылечить вас в нужный момент. Эти однотипные задания, о прохождении которых можно прочитать на сайте, этот крафт, заключающийся в том, что вы покупаете на аукционе ингредиенты и 10 минут стоите, глядя на прогресс-бар.
Продолжать можно долго, но я хочу в завершение статьи задать очень простые вопроcы — для чего вы приходите в многопользовательский мир, если не для развлечения, не для получения удовольствия, связанного с общением? Почему вас нужно «вынуждать» социализироваться и почему взаимодействие с придуманными кем-то бездушными пикселями вы цените больше, чем с себе подобными?