Скажите, вам нравится Firewatch? Хотя чего это я — кажется, невозможно найти человека, который бы, попробовав эту игру, не был очарован ею. Не стал исключением и ваш покорный слуга, с большим удовольствием в своё время поплутавший по вайомингским лесам. Но это было черт-те когда, в 2014 году, сто лет назад.
А что, если я скажу вам, что принёс показать нечто, очень похожее в 2020-ом? Концептуально подобное, и столь же трогающее (по крайней мере меня) за душу? Если заинтересовались — то милости прошу под кат, где я, с трудом избегая спойлеров, поведаю вам об игре с не очень-то весёлым названием The Suicide of Rachel Foster.
When I was a young boy,
My father took me into the city
To see a marching band.
He said, «Son when you grow up,
would you be the savior of the broken,
the beaten and the damned?»
Начало, вполне под стать названию — также невесёлое, поскольку представляет собой вид сверху на похороны. Николь читает прощальное письмо от матери, в котором та в качестве своей последней воли просит её продать принадлежащий их семье отель, откуда, после обнаружившегося романа с шестнадцатилетней девушкой, они десять лет назад уехали от её отца, на тот момент также скончавшегося.
Вообще, игра поднимает целый ряд непростых вопросов, о чём разработчики честно предупреждают прямо на загрузочном экране. Я бы сказал, что это тот самый случай, когда плашка 18+ совершенно на своём месте, но именно из-за этой непростоты, а не каких-то неприличных для просмотра вещей — их-то как раз нет.
Говоря о схожести с Firewatch`ем, я имел в виду не только жанр. Хотя да, это тоже красивейшая бродилка, адвенчур, хоррор со столь милыми моей душе элементами детектива и классическим хичкоковско-кинговским саспенсом. Кроме этого, игры роднит приём, заключающийся в том, что, несмотря на кажущееся более подходящим для хоррора одиночество — вы не одни. И в Firewatch, и в The Suicide of Rachel Foster вас постоянно сопровождает голос, исходящий из рации или древнего мобильного телефона — бесплотный, но неизменно поддерживающий. Как говорится — двое смелее втрое.
Кроме Firewatch`а с первых же минут напрашивается другая аналогия, не менее, а скорее даже более внушительная. Это не компьютерная игра, а самый настоящий роман, давно ставший классикой. «Сияние» Стивена Кинга — недаром же я говорил про саспенс.
Пасьянс сходится изумительно — и там, и здесь мы имеем отель, примостившийся в горах, вдалеке от ближайшего населённого пункта. Отель, знаменитый своей историей и историей своих владельцев. Отель, потерявший хозяев и постояльцев, заколоченный, угрюмый и одинокий, постепенно ветшающий в забытьи.
И вот, в один прекрасный день — о, чудо, возвращается новая хозяйка, пусть и только для того, чтобы осмотреть его перед продажей. Разумеется, происходит это в холодное время года и ровно так же, как у Кинга — начинается снежная буря, запирающая незадачливого человечка внутри на неопределённый срок. Сходства добавляет неизменный паровой котёл в подвале и почему-то отсутствующий на своём месте пожарный топор.
Единственным компаньоном Николь становится агент местного МЧСа Ирвин, вышедший на связь с помощью допотопного мобильного телефона.
Разумеется, вернувшись в столь поспешно покинутые, но не забытые места, наша героиня попадает во власть рефлексии, воспоминаний и загадок, окружающих поспешный отъезд.
Отец Николь, астрофизик по профессии, оставил после себя далеко не только раскиданные по всему отелю книжки и карты звёздного неба на стенах, о, нет.
Совместно с Ирвином нам придётся распутать клубок тайн, окружающих Рейчел Фостер, дочь местного священника. Но хочет ли этого старый отель, со скрипящими под ногами половицами, хлопающими ставнями и завывающим в трубах ветром, чьи дуновения иногда так похожи на шёпот?
The Suicide of Rachel Foster, хоть и является, фактически, детективной историей — берёт совсем не логическими умозаключениями, в которых можно, при желании, без особого труда найти изъян. Она берёт атмосферой, ощущением цельности и реалистичности повествования, без каких-либо эмоциональных натяжек — всему, что происходит, легко веришь и сочувствуешь, хоть история-то совсем не из простых.
Хочу напоследок сказать, что, несмотря на довольно мрачную завязку (да и финал тоже, честно говоря), послевкусие от игры у меня осталось весьма приятным. Да, однозначно, тут всё значительно «жёстче», чем в том же Firewatch`е. Но в результате внутри образовалась такая, знаете, светлая печаль — как от хорошей, хоть и грустной песни, из которой, как известно, слов не выкинешь.