«Чем больше сила, тем больше и ответственность» — об этом в разных формах неоднократно говорилось в супергеройских кинофильмах. С данным тезисом лично я совершенно согласен, хоть и не патрулирую подворотни в трико и плаще. То же самое вам подтвердит любой адекватный руководитель рейда, гильдии, да чего угодно. А в особенности — лидер Eco-мира, потому что сложность балансирования системы «гирь и противовесов» тем выше, чем меньше ограничений добавляют в игру разработчики.
Ваш покорный слуга давно собирался написать по этому поводу, и дособирался до того, что меня предупредил Atron, выпустив недавно заметку, частично озвучивающую то, что хотел сказать я. Тем не менее, планов я решил не менять и, не побоявшись войти в одну реку дважды, всё-таки постараюсь донести свои мысли.
Соглашусь с тезисом из атроновской статьи, что первейшая и основная деятельность для лидера мира — это распределение поступающих в казну денег. Не соглашусь, что в этом заключается единственная его функция — чисто экономическая. То, что лидер ничем не отличается от других игроков в плане написания и голосования за законы, не делает их политические возможности, а главное обязанности равными.
Возможно, в идеальном мире, населённом сплошь сознательными и супер-мотивированными жителями, постоянно предлагающими меры по улучшению всего вокруг, лидеру и оставалось бы только регулировать налоги и успевать штамповать контракты по предложенным проектам. Но, к сожалению (а может, кстати, и к счастью), реальность такова, что помимо экономики наш абстрактный лидер вынужден заниматься и сугубо политическими вещами.
Разумеется, все люди разные, у них разные цели и пути их достижения. Условно на координатной оси «от худшего к лучшему» можно отметить следующие точки:
Эта шкала предполагает, что человек, избранный лидером, стремится неким образом модифицировать мир — его экономику, ландшафт, атмосферу между людьми — чтобы получилось нечто лучшее по сравнению с текущим моментом. Варианты, в которых лидер преследует другие цели, я намеренно не рассматриваю.
Так вот, ровно в тот момент, когда выясняется, что лидер в своём стремлении сделать лучше (разумеется, на свой субьективный взгляд лучше) может использовать методы, затрагивающие геймплей других — начинается столкновение интересов. Этот конфликт совершенно неизбежен в пространстве, где законы глобальны, а размер его столь невелик, что любое более-менее активное действие влияет на других.
Да, на первый взгляд, действия правительства действительно могут показаться нелогичными и даже вредительскими, начиная от налогов и заканчивая точкой зрения на стиль игры других. Но поймите, уважаемые товарищи, что там, где вы видите грабительский, по вашему мнению, прогрессивный налог — лидер мира видит стабильный приток денег в казну и стимулирование товарообмена. Где вы видите довольно безобидную для окружающих возможность неограниченно эмитировать валюту, лидер мира видит потенциальную золотую лихорадку и стремительное падение ценности услуг и товаров, компенсировать которое придётся огромными налогами и (сюрприз-сюрприз!) тем же самым ограничением эмиссии. Где вы видите прекрасную возможность организовать производственно-торговый комплекс типа «вещь в себе», который на вход принимает материалы, а на выходе отдаёт нечто, скрафченное из них — лидер мира видит настоящую чёрную дыру игрового времени и усилий тех, кто решит воспользоваться услугами этого комплекса, а также выпадение существенной части валюты из оборота. То же относится к зоопарку средств расчёта. То же относится к естественным и искусственным монополиям — все эти вещи негативно влияют на мир в целом, замедляя процессы и уменьшая спектр возможностей для отдельно взятых игроков.
А правительство, в лице лидера мира, которое всеми доступными методами старается сделать Eco-мир немного более дружелюбным для всех местом, почему-то получает раз за разом порцию брошенных в него помидоров.
Да, контракты на определённом этапе развития могут быть довольно однообразны — потому что соединение транспортной сетью отдалённых регионов, это одна из важнейших задач, существенно упрощающая жизнь абсолютно всем.
Да, иногда налоги повышаются и вводятся дополнительные — потому что при недостатке денег в казне, из-за недостаточно активной экономики ли, или из-за противодействия игроков, в любом случае — правительству не на что будет реализовывать инфраструктурные проекты.
Да, законы зачастую могут вводить ограничения, крайне неудобные лично вам — потому что они полезны глобально и предохраняют мир от проблем, несопоставимых по масштабу с тем, что, например, кому-то придётся воспользоваться услугами третьего лица, дабы получить желаемое (вспомните хотя бы невозможность плавить без профессии).
Всё описанное выше существенно усугубляется, если лидер мира является одновременно админом сервера, как у нас. В этом случае на плечи давит гораздо более тяжёлая ноша, поскольку если лидер, это, несмотря ни на что — всё-таки просто игрок, который в любой момент может психануть и уйти, то админ — это по определению человек, стремящийся к тому, чтобы сервер, поддерживаемый им, был стабильным, интересным и густонаселённым — иначе зачем вообще было запускать его? Вдобавок к этому статус админа не только по умолчанию бустит авторитет, но и существенно повышает планку претензий — например, из-за возможности воспользоваться сакраментальным «админресурсом» для решения своих проблем, будь то создание из воздуха гор угля или бана политического оппонента. Именно поэтому мне так сильно и не хотелось быть одновременно и тем и другим — и всё ещё не хочется, честное слово :)
Целью этой заметки была попытка донести тот факт, что лидерство в Eco — совсем не почивание на лаврах и не синекура, а довольно сложное и утомительное занятие. Любой более-менее адекватный и активный лидер вынужден делать массу телодвижений, которые можно попробовать делегировать другим — но с высокой вероятностью неудачно. Короче говоря — не спешите, пожалуйста, в следующий раз размахивать шашкой, клеймя проклятый режим, из-за которого нипаиграть. Возможно, он и рад бы сделать удобно — но в данном конкретном случае не может.
Благодарю за внимание.